четверг, 23 августа 2012 г.

Копан. История и архитектура города майя.

Копан – крупнейшее археологическое городище на территории Гондураса. Город располагается на западе государства, в центре долины одноименной реки, в нескольких километрах от границы с Гватемалой.  Древние города цивилизации майя славятся своей историей, архитектурой, научным и литературным наследием. Не исключение и Копан. Город был построен в 1-2 века до нашей эры и просуществовал до эпохи расцвета майя – 7-9 век нашей эры (как и почти все древнейшие города мира индейцев). Многие годы город являлся самостоятельным государством, владевшим юго-западной территорией Гондураса и большей частью юго-восточных земель современной Гватемалы. Угасание города-государства – Копан, связано с общим кризисом майянской империи в начале 9 века.

Археологи утверждает, что Копан превратился в крупное поселение уже на рубеже веков. Первый правящей династией поселения, захватившей окружающие древние города индейцев, стал род К'инич-Йаш-К'ук’-Мо, воссевший на троне в 426 году. Согласно поздним майянским записям,  император К'инич-Йаш-К'ук’-Мо совершил паломничество в Теотиуакан для получения инсигний на власть, перед тем, как стать правителем Копана. Власть царской династии простиралась на горные долины, земли, Гватемалы и Гондура, включая древние города индейцев.  Потомки первого императора правили на протяжении четырехсот лет. Наиболее важным достижением династии императора стало возведение дворцового комплекса на берегу реки Копан, который впоследствии превратился в обширное скопление храмов, площадей и стал известен как Акрополь. Примечательно и то, что наиболее сохранившимся элементом архитектурного наследия города, является именно бывший дворцовый комплекс.

Такие древнейшие города мира как Тикаль, Караколь и Паленке поддерживали контакты с правителями горных земель Гватемалы. Однако, случались в истории Копана и войны, уносившие тысячи жизней и прославляющие царей императорской династии, как "столпов солнца южного неба".

Как и большинство древних городов индейцев майя, горная столица империи пала жертвой застоя цивилизации в 9 веке, причины которого не ясны до сих пор. Хотя исследователи стараются придерживаться трех наиболее распространенных версий: политическая нестабильность, засуха, ухудшение экономической ситуации.  Власть правителей города Копан обрушилась в одночасье, примерно в 822 году нашей эры. Примечательно, что работа по строительству алтаря, посвященного последнему царю Укит-ток'у, так и не была завершена. Великая империя рушилась повсеместно, древнейшие города мира – Тикаль, Ушмаль, Чичен-Ица бросались индейцами и постепенно исчезали за стенами, разрастающихся джунглей.

Говоря об архитектуре города Копан. Майянские цари города не были заинтересованы в смещении, перемещении или в выравнивании гор. Они предпочитали строить собственные возвышения – такие как пирамиды или храмы. В Копане наиболее известной пирамидой является Храм 16, возвышающийся на 30 метров над центральной площадью города. Этот храм–пирамида является самым высоким среди группы священных строений именуемых "Акрополем".

В туннелях глубоко под основанием пирамиды на всех пришедших хмуро бросает взор солнечный царь. Правители древнего города не без причины строили свои храмы один поверх другого. Не исключение и Храм 16, возведенный в 540 году нашей эры поверх небольшой храмовой площади.

Лик солнечного царя, о котором говорилось ранее, является украшением первого яруса Розалилы – храма, который в стародавние времена был раскрашен в красный, практически кровавый цвет. На голове царя располагается убор из желтых, зеленых и красных перьев священной птицы кетцаля, а линии глаз правителя ассоциируют его с изображениями бога солнца.

Имя царя ставшее известным благодаря скульптурным элементам – К'инич-Йаш-К'ук'-Мо, что в переводе "Сверкающий кетцаль со взором подобным солнцу". Это первый известный царь майя, царь Копана. Его могила была обнаружена под полом на глубине тринадцати метров внутри одного из древнейших строений "Акрополя". Храм 16 за свою историю пережил семь основных фаз его возведения, около 10 перестроек и всевозможных дополнений. Последняя фаза постройки храма началась в 775 году, незадолго до опустошения самого Копана.

Храм Розалила был обнаружен еще в 1989 году. Открытие совершил Рикардо Агурсиа, директор туристической и исследовательской организации. Сам Копан, как уже было сказано, располагается в центральной части Гондураса, на южных территориях расселения древних майя. Находка Розалилы изменила точку зрения многих ученых, исследователей, как по отношению к городу Копан, так и по поводу майянцев южных земель.

Фасад здания древних майя имеет три яруса, став, в узком проходе отделяющим Акрополь от стены туннеля можно увидеть еще один лик, смотрящий на вас со второго яруса. По мнению Агурсиа особой, изображенной на втором лике является монстр или чудовище горы Уиц, символизирующий церемониальную роль храма.

Древние майя верили, что горы выступают в качестве божественных сокровищниц и хранилищ – боги дождя собирают там воду, а горные пещеры являются местом входа в иной мир, в мир богов, в мир мертвых. На сегодняшний день известно, что древние руины Розалилы были закопаны в 700 году нашей эры, что и позволило храму дойти до наших дней практически нетронутым. Храм был обработан белым красящим материалам, символизирующим бальзамирование древней постройки. Фактически весь древний Акрополь столь хорошо сохранился, лишь благодаря своему расположению.

Археологами, исследующими Акрополь, было прокопано туннелей более чем на 3.6 км. Причем продвижение на каждый  отдельно взятый метр стоило им немалых усилий, затрат по времени и материальных средств. Свою значительную лепту в туннельные работы внес и Рикардо Агурсиа, исследователь, открывший миру храм Розалила. В период раздумий и планировки исследовательских работ никто не мог и предположить, что ученым удастся обнаружить два практически не тронутых строения, поселения индейцев. Однако так оно и есть.

Что не удивляет – туннели, проведенные под руководством Агурсии, являются куда более просторными и прочными, нежели все остальные. В любом случае передвигаться по туннелям необходимо пригнувшись, да и без фонарика там не обойтись. Пройдя вглубь древних руин по наклонной плоскости основного туннеля, натыкаешься на второй ярус храма Оропендолу (вторая подземная постройка обнаруженная учеными), основной приметой которого является лик чудовища горы Уица. Его лик растягивается по всей ширине храма майя. К сожалению Оропендолу сохранился в худшем состоянии по сравнению с храмом Розалила. Третий ярус и значительная часть основы постройки была разрушена во время майянских строительных работ по возведению на поверхности Храма 16.

Однако между собой Оропендола и Розалилу, храмы Акрополя, которые возвели древние майя, разняться не только по состоянию, но и по дизайну. Украшения Оропендолы по большей части собраны из каменных блоков, окрашенных тонким слоем штукатурки, в то время как в Розалилу все украшения сделаны из штука. Да и изображения Уица, имеющие место в обоих храмах отличается одно от другого. Вообще при изучении Оропендолу создается впечатление, будто бы храм сложен из деталей конструктора Lego. Развалины майя, бывшие храмы и дворцовые комплексы, редко возводились в подобной стилистике.

Возникает логичный вопрос, почему между строениями древних майя, воздвигнутыми с разницей в несколько лет, виднеются столь разительные отличия, почему Акрополь не возводился в одном архитектурном стиле?! У исследователей нет ответа на этот вопрос. Есть лишь предположение, что это причуда правителя, мол, царь майя, управляющий процессом возведения построек так пожелал. Однако при более глубоком анализе руин майя можно придти к выводу, что основной причиной для возникновения различий является возможность "изготовления штука". Скорее всего, после постройки Розалилы, древние зодчие столкнулись с дефицитом дров и известняка. По словам же Рикардо Агурсиа: Считается, что спустя 200 лет после постройки храма разные элементы декора Розалилу стали превалировать, как результат Копан, прославился в цивилизации майя своими архитектурными украшениями. Однако имеется версия, что это храм Оропендола положил начало скульптурной революции не только в Копане, но и во всей цивилизации майя".

По материалам: Древние города майя.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий