вторник, 21 августа 2012 г.

Какао – традиционный напиток майя.

В наши дни такие продукты как шоколад и напиток какао практически вошли в ежедневный рацион питания. Важную роль шоколад играет в жизни людей посвятивших себя летному делу. Однако мало кто знает, что открытием рецептов какао и шоколада мы с вами обязаны индейцам Месоамерики. Дикие предшественники культурного какао прорастают повсеместно в Центральной и Южной Америке – Белиз, Мексика, Гватемала. В общей сложности можно выделить около 20 разновидностей какао бобов прорастающего в лесах и джунглях. Среди них в первую очередь стоит выделить Theobroma Bicolor и Theobroma cacao L. Именно эти какао бобы послужили источником для современного культурного растения.

В настоящее время какао, дарующее нам этот майянский напиток, представляет собой вечнозеленое дерево какао высотой от 3 до 8 метров с блестящими темно зелеными листьями и в меру крупными красными и желтыми цветами. Удлиненно-овальные плоды обычно прорастают на стволе и достигают 30 см в длину. Внутри них находится от 25 до 60 семян коричневого цвета, которые и являются семенами какао. В сумме одно дерево какао способно произвести от полу килограмма до килограмма семян, которые при последующей обработке, сушке и выжимке будут представлены в виде порошка, используемого по большей части в пищевой индустрии.

Открытие какао, а точнее, окультуривание какао, произошло около 3 500 лет тому назад, приблизительно в 1500 году до нашей эры. Само слово "какао" пришло к нам из языковой семьи мише-соке. Первыми европейцами, попробовавшими какао, открывшими для себя свойства какао, стали испанцы в период колонизации американских земель. Ацтеки дружелюбно поделились как самой "водою-какао", так и секретами лечебных свойств какао. Вообще до прихода испанцев плантации какао под чутким руководством индейцев Мезоамерики простирались на многие десятки километров, а напиток какао являлся в своем роде священным питьем.

Полученные на плантациях плоды и семена подвергались просушке и размалыванию. Получившийся порошок разводился водой, впоследствии в напиток добавляли мед, сок агавы, ванили или кукурузу. Стоит отметить, что данный напиток, с добавлением соков и пряностей предназначался лишь для знати, обычному люду приходилось довольствоваться в лучшем случае постным какао. Рецепт какао хранился в строжайшей секретности.

Для употребления и приготовления какао использовалась посуда различной формы, причем как для подогревания напитка, так и для его охлаждения. Майяверили, что при помощи сосудов особой формы можно сохранять целебные свойства какао. Многие сосуды имели на тулове всевозможные гравировки и изображения. На некоторых древних кувшинах и чашках, некогда принадлежащих индейцам майя, были обнаружены надписи "для какао" или "какао".

На восприятие какао как ценности в цивилизации майя повлияли не только обряды, связанные с этим напитком и даже не его изысканные вкусовые особенности, а скорее трудности по его добыче. Зачастую бобы какао доставлялись пешим ходом при помощи носильщиков и караванов от самого тихоокеанского побережья Гватемалы и Белиза до центральных земель майя. Вероятно, что со временем, в эпоху расцвета Теотиуакана с его многослойной торговой системой, бобы какао стали использоваться в качестве разменной монеты. К слову стоимость такой волюты была весьма и весьма высокой. За одного раба у майя, а позже и у ацтеков просили всего 4 тысячи зерен какао.

Сравнительно мало информации находится в руках ученых о роли какао в религии, обрядах майя и церемониях индейцев. Известен обломок рельефа, относящийся к классическим майя из Хонуты, современный штат Табаско, на котором некий жрец приносит человека в жертву дереву какао. На одном из листов кодекса Фехервари-Майер указано, что среди четырех столпов вселенной, коими являются деревья, имеется и дерево какао. В священном писании майя-киче "Пополь-Вух", будущая мать божественных близнецов молит о снисхождении и помощи не кого-либо, а богиню, олицетворяющую какао напиток, известную как Ишкакау. Также исследователями была обнаружена верхняя часть курильницы с изображением все той же богини Ишкакау.

Науке, не известно существовали ли мифы майя о происхождении напитка какао. Конечно же, некоторые ученые пытаются по-своему трактовать древниеписания с целью разобраться в этом вопросе. Однако никакой конкретики подтвержденной фактами нет, и по сей день. Некоторые приписывают мифологическое происхождение дерева какао богу Кецалькоатлю, который якобы спустился в божественный мир за не менее божественными какао бобовыми. Однако данной теории противоречит сохранившаяся в письменном виде легенда, согласно которой боги лишь единожды спускались в подземное царство с целью одарить людей священными плодами, и этим плодом являлась кукуруза.

Совсем другая история с устным фольклором, на который так богата цивилизация майя. В многочисленных песнях и сказания встречаются предания о том, как индейцам открылся рецепт какао. Важно, что все эти сказания принадлежат семьям и племенам, некогда занимавшимся именно выращиванием какао. Так история об индейцах и какао, записанная немецким этнографом Л. Шульце-Йена, гласит, что удачливому охотнику удалось ранить оленя. Долгие часы охотник преследовал животное по кровавому следу, и спустя некоторое время ему повстречалась женщина. Он спросил ее, не видела ли та раненого зверя. Девушка сказала, что нет, не видела. Тогда охотник поднял ленту, лежащую у ног женщины, и увидел пятна крови на ней. "Ты соврала мне?" – спросил охотник. В ответ девушка взяла охотника за руку и повела его глубоко под землю, в хижину, где находился ее отец.

"Ты убил многих, еще больших покалечил, поэтому ты останешься здесь, пока не восполнишь потери и не раскаешься" – молвил отец девушки. Шли дни. Охотник и девушка полюбили друг друга.  Каждый день на протяжении 10-ти дней девушка рожалаему сына.  На последний десятый день к охотнику подошел отец девушки и сказал, что тот восполнил нанесенный им ущерб, и что он может быть свободен. На прощание отец девушки  поведал охотнику тайну: "недалеко от хижины растет дерево какао, сорвав его плоды, ты обогатишься". Мужчина так и поступил. Вернувшись, домой он обнаружил, что его сыновья и жена постарели, в то время, как охотник не состарился не на секунду. Охотник подошел к своей жене и спросил: "Почему мои дети так выросли, ведь меня не было всего несколько дней". Жена же сказала ему, что его не было целых десять лет.

Это сказание принадлежит народу Пипили языковой семьи науталь. Несмотря на многочисленные пересказы и утерянные детали данный миф, несомненно, несет в себе толику глубокой древности. Согласно историкам, занимающимся изучением майянской мифологии, и цивилизации майя в целом,  девушка повстречавшаяся охотнику никто иная как "Владычица какао", а ее отец "Хозяин животных". Олень, раненый охотником – это образ напитка майя - какао.

И последнее, что хотелось бы отметить, если у индейцев майя, в религии, какао – открытие индейцев является олицетворением оленя и наоборот, то в религии индейских племен Коста-Рики бобы какао являлись воплощением подземного ягуара.

По материалам: Великие открытия майя.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий