среда, 25 июля 2012 г.

Чичен-Ица.

По предположениям ученых, Чичен-Ица был основан в 5-6 веках нашей эры и являлся одним из крупнейших поселений майя. Однако, к концу 10 века по необъяснимым причинам, жизнь практически покинула Чичен-Ица. Подтверждающие данную теорию строения, датируемые 10 веком нашей эры, по большей части располагаются в южной части Чичен-Ица.  Спустя годы город был заселен заново, но уже тольтеками.

Тольтеки дали городу вторую жизнь. Обосновавшись, тольтеки постепенно, шаг за шагом, завоевывали превосходство на Юкатане. С собою завоеватели принесли не только жизнь в руины Чичен-Ица, но и многочисленные обряды, обычаи, и свое уникальное видение архитектуры. Так, под управлением племени была возведена северная часть Чичен-Ица. В лучшие годы, как правления майя, так и правления тольтеков, население города составляло от 20 до 30 тысяч жителей.

Чичен-Ица, расположенный в Мексике, неспешным темпом развивался вплоть до 13 века нашей эры.  Однако, по мере роста могущества, как самого города, так и его соседних провинций, назревал неизбежный политический и военный конфликты.  Правители Чичен-Ица требовали от соседних властителей все больших поднесений и сбирали все большие налоги. Ситуация коренным образом изменились в период между 13 и 14 веками, когда соседние, объединенные против майянской столицы, поселения – Ицмаль, Майяпан, и Ушмал – разгромили войско тольтеков. Как результат, к 14 веку город пришел в упадок и был вновь опустошен.

Позже, испанские конкистадоры, прибывшие к берегам Южной Америки, писали о городе Чичен-Ица: "Индейцы считают, что в период возведения города им правил вождь Кукулькан, в честь которого было именовано главное здание данного города майя. Легенды гласят, что он пришел с запада, однако разнятся в том, прибыл ли он вместе с племенем Ица или задолго до них".  Вождь Кукулькан, упоминаемый испанцами, существовал на самом деле, однако, как считают историки, он являлся вождем и уроженцем тольтеков, а не иноземцем.

Первое упоминание о Чичен-Ица встречается в  записях Фрая Диего Де Ланды, писавшего об истории Юкатана, приблизительно во второй половине 16 века. Примерно в одно и то же время, сразу в нескольких источниках всплывает упоминания о Чичен-Ица. Кроме Диего де Ланда,  в 1579 году Relaciones Geograficas описывали события, связанные с древним городом майя.

Несмотря на частые упоминания в хрониках и документации колониального периода, город Чичен-Ица, так и не заинтересовал археологов и исследователей из Европы. Лишь в 1842 году, знаменитый в Европе путешественник Джон Ллойд Стефенс, привлек внимание мировой научной общности к данному образчику архитектурного величия цивилизации майя.

В  период с 1846 года по 1900 года поселение майя посещалось французским путешественников и исследователем Дезри Чарнеем. Благодаря работе Дезри были сделаны первые зарисовки и фотографии древнего города майя.

Примерно в эти же годы, а если быть точным, то в период с 1875 по 1890 года, древний город посещался такими исследователями как: Огюст де Плонжеон, Теоберт Малер и Альфред П. Модслей. Все они внесли не меньший вклад в изучение города, чем первооткрыватели Чичен-Ица в Мексике.
Революционной ступенью в исследовании древнего майянского города принято считать 1895 год, – именно в этом году город посещал Вильям Холмс, сделавший сразу несколько важных открытий.

1904 год отмечен в истории майянского города началом работ по изучению священного сенота – колодца с питьевой водой. Работы проводились под управлением Эдварда Герберта Томпсона. В годы изучений со дна колодца было извлечено немалое количество артефактов, сыгравших важную роль в изучении руин города майя в Мексике.

С 1923 по 1935 года включительно проводились исследования таких построек как: Храм воинов, El Castillio, Женский монастырь, Караколь, и другие. Изучения возглавляли разные исследователи и проводили разные группы ученых со всего света, однако все они отразились впоследствии на становлении города в качестве архитектурного наследия майя.

1992 – 1994 год. Др. Питер Шмидт проводит работы по изучению и реставрации Группы Тысячи Колонн и рынка города.

Однако, города майя знамениты не столько своей историей и правителями, сколько архитектурой. Не исключение и Чичен-Ица в Мексике. Архитектурное достояние древнего города не может не удивлять, поскольку содержит в себе действительно удивительные образцы.

Пирамида Кукулькана.  Так же данная пирамида носит название "пирамида El Castillio". В переводе с испанского языка, название пирамиды – El Castillio, означает "замок". Это наиболее примечательное строение города представляет собой громадных размеров пирамиду высотой в 24 метра. Состоит Пирамида Кукулькана из 9 уровней. На верхней части постройки расположился храм. А в ее основании находится квадрат со стороной в 55 с половиной метров. Также в основании пирамиды Эль Кастильо находятся каменные головы змей, обрамляющие каждую из лестниц, ведущих к храму на вершине. Пирамида строго ориентирована по сторонам света.

Пирамида Кукулькана обладает несколькими, весьма удивительными, архитектурными свойствами. Во-первых, общее число ступеней пирамиды равняется 365 (91х4 + 1 ступень, являющаяся основанием храма), что соответствует числу дней в календарном году.  Данная особенность пирамиды натолкнула ученых на мысль о том, что Пирамида Кукулькана играла роль своеобразного календаря или, по крайней мере, в основу пирамиды был заложен принцип календарной системы. Во-вторых, в период осеннего и весеннего равноденствия, у основания пирамиды Чичен-Ица можно наблюдать весьма нетривиальное явление. По лестнице пирамиды спускается тень в форме змеи. Данный феномен, достигаемый игрой света и тени, а также архитектурными свойствами Пирамиды Кукулькана, длиться ровно 3 часа и 22 минуты, и символизирует собой приход весны и осени.

Еще одна, не менее ценная с архитектурной точки зрения, постройка в Чичен-Ица – Храм воинов. Данный храм находится на западной стороне  центральной площади города. Храм, по своей структуре,  является постройкой пирамидальной формы с основанием 40 на 40 метров.  Лицевая сторона храма воинов, та которую принято считать лицевой, отмечена площадкой  с четырьмя рядами колонн. Высота которых равняется трем метрам. На большинстве из колонн имеются рисунки, свойственные городам майя, – гравировки, изображающие воинов. Именно благодаря этим рисункам строение и получило свое название – Храм воинов.

Группа тысячи колонн. Постройка расположена к югу от Храма воинов. Эта площадь формируется из трех колоннад, обрамляющих ее с трех сторон. Западная колоннада тянется на юг на 125 метров. Другая группа колонн – северная колоннада города майя, проходящая по северной стороне, также достигает длины в 125 метров. Среднее число колонн в одном ряду составляет 156 штук.

Священный сенот. Постройка расположена на севере от Пирамиды Кукулькана, от которой к сеноту идет каменная дорога длинной в 300 и шириной в 10 метров. По сути, сенот – это особый колодец, построенный индейцами майя. От обычных колодцев его отличают размеры, а также церемониальное назначение. Священный сенот достигает в диаметре 60 метров, а в глубине не менее 50 метров. Основная церемониальная роль колодца заключалась в том, что во время обрядов жертвоприношения в него помещались люди, отданные в жертву богам.

Платформы Венеры, ягуара и орлов. Постройки, находящиеся к северу и северо-западу от пирамиды Кукулькана соответственно. Платформа Венеры получила свое имя в честь планеты Венеры, которой поклонялись майя. Платформа ягуаров и орлов была именовано в честь животных, изображенных на одном из настенных рельефов.

Поле для игры в мяч – спортивная площадка города майя в Мексике. По предположениям ученых,  площадка для игры в мяч была построена не позднее 864 года нашей эры. Постройка расположилась в северной части города и ориентирована строго с севера на юг. По сторонам "стадион" огорожен четырьмя храмами – Нижний и Верхний Храмы Ягуаров, также северный и южный храмы. В городе имеется еще 9 схожих спортивных площадок, однако данное строение является наибольшей из всех. В длину "стадион" поселения майя достигает 135 метров, в ширину 70 метров. Средняя высота стены, обрамляющих площадку составляет  8 метров. Подробнее о стадионе, игре майя в мяч и об архитектуре Вы можете узнать из видео о городе майя:

Цонпантли – Храм черепов. Постройка представляет собой платформу Т-образной формы, располагающуюся неподалеку от площадки ягуаров и орлов. Архитектурная особенность Храма,  отличающая его от остальных достопримечательностей города, заключается в рельефных изображениях в виде черепов.

Могила Верховного жреца. Постройка располагается на юго-западе от пирамиды Эль Кастильо. По своей структуре данная могила – храм мало чем отличается от остальных пирамидальных построек цивилизации майя. Однако пирамида стала знаменита благодаря надгробиям, свидетельствующим о наличии захоронений важных персон, а именно жрецов, в честь которых она и была названа. Также строение носит название малой пирамиды – в высоту она достигает всего 10 метров.

Караколь. Постройка, являющаяся главной достопримечательностью и  ценнейшим достоянием города, наряду с пирамидой El Castillio. В переводе с испанского языка название башни-пирамиды "Караколь" означает улитка. Такое название башня–пирамида получила от испанских первопроходцев, благодаря своей спиральной форме.  Основание башни – платформа, достигающая 67 и 52 метров в длину и ширину. Использовалась башня Караколь индейцами майя в качестве смотровой площадки, своеобразной астрономической обсерватории,  при помощи которой велись наблюдения за важнейшими небесными объектами. Пирамида-башня входит в число крупнейших построек в Чичен-Ица.

Женский монастырь. Одно из крупнейших зданий на территории старой части майянского города. Расположена постройка к югу от башни Караколь. В основании монастыря находится платформа длинною в 70 метров. В высоту монастырь достигает почти 20 метров. Название монастырь получил благодаря испанским первопроходцам, посчитавшим его действующим женским монастырем. На самом же деле монастырь города майя хоть и являлся монастырем, но далеко не только женским, – фактически это храм, посещать который могли особы любого пола. Архитектурной особенностью монастыря, кроме его громадных размеров, являются многочисленные гравировки и барельефы, изображающие богов и привычные для индейцев майя явления.

Иглесия. В переводе с испанского языка название постройки обозначает "церковь". Здание расположено вплотную к Женскому Монастырю в Чичен-Ица. Постройка не имеет ничего общего с церковью в нашем представлении. Опять же, свое название Иглесия получила благодаря своей архитектурной форме, напоминающей европейские церкви и храмы для молитв.

Красный дом. Постройка располагается к югу от Могилы Верховного жреца. Отличает данное здание от остальных жилых построек Чичен-Ица, лишь броский красный цвет, благодаря которому здание и получило свое название от испанских конкистадоров.

По материалам: Города майя.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий