Майя вступали в брак в раннем возрасте: мальчики в районе восьми лет, девочки в 12-14 лет. Сразу после достижения девушками и юношами зрелости, в 12 и 14 лет соответственно, родители задумывались о поиске партнера для своего чада. Индейцы майя были ограничены в выборе мужа или жены; выбирать приходилось из соплеменников, носивших тоже родовое имя. Насколько известно благодаря испанским хроникам, описывающим народ майя, территория Юкатана 14-16 веков насчитывала всего 250 семей, носивших имена по отцовской линии. Индейцы Южной Америки были народом, чтившим свои традиции, в особенности те традиции, что касаются религии и семьи.
Как и большей части важных обрядов майя, торжествам по случаю совершеннолетия предшествовал период поста, причем как для детей, так и для родителей. Основным пунктом поста являлось сексуальное воздержание. Сами торжества являлись важным событиям в жизни семьи и племени, родители всех детей в складчину брали на себя расходы. Индейцы майя, разделенные на мужчин и женщин шествовали в выбранный для празднований двор. По одним сведениям празднования проводились во дворе крестного отца, по другим – во дворе местного храма. Индейцы майя, участники церемонии, размещались во внутреннем дворе, в то время как дети, входящие во взрослую жизнь, располагались в центре площади, уложенной листьями священного дерева. По углам площади сидели старейшины – четыре человека на каждый угол. Обрядом руководил жрец, сидевший перед жаровней.
Дети майя, готовящиеся к вступлению во взрослую жизнь, по очереди подходили к жрецу, который вручал им из стоящих рядом блюд пригоршню зерен кукурузы и несколько щепок копалового древа. И то и другое будущие мужчины и женщины бросали в жаровню. Затем еще не взрослым людям, но уже и не детям предлагалась исповедоваться в своих прегрешениях. Народ майя верил, что только очищенные от былых прегрешений души будут счастливы во взрослой жизни. Ближе к концу церемонии жрец зачитывал обязанности женщин и мужчин, как зрелых людей, а старейшины, усаженные по углам, давали детям ценные наставления. После этого жрец совершал священное помазание детей, участвующих в церемонии, и снимал с них детские амулеты. В качестве амулетов индейцы Южной Америки использовали бусинки, закрепленные при рождении на темени мальчика и ракушки, закрепленные на темени девочки.
На этом церемония заканчивалась. Жрец передавал веревки, жаровню и другую атрибутику, используемую в обряде, своему помощнику, который относил их на окраину деревни. Народ майя верил, что вместе с предметами жрец уносит и демонов из детей. Со двора выметались листья, а на их месте раскладывалась циновка для того, чтобы какой-нибудь из демонов, решившихся вернуться назад, не узнал этого места. Завершением празднований служил общий пир, в котором принимали участие индейцы Южной Америки, связанные кровавыми узами.
Церемония вступления во взрослую жизнь служила для родителей своеобразной отметкой, сигнализирующей о том, что их чадам необходимо подыскать партнера для взрослой жизни. Для того чтобы брачный союз был выгодным, а главное счастливым индейцы майя прибегали к помощи профессиональных сводников, именуемых "ат атанзахобами". В их функции входил не только поиск подходящих друг другу партнеров, но и ряд сложных, сопутствующих астрономических расчетов. Сводники изучали гороскопы девочки и мальчика, дабы убедиться, что они подходят друг другу и будут счастливы в браке, а также назначали благоприятный для празднований день.
В выбранный благоприятный день семьи мальчика и девочки собирались в доме невесты, где жрец благословлял молодожен и читал для них молитвы. Народ цивилизации майя был весьма пунктуален, поэтому жрецом, вместе с молитвами, зачитывались условия брачного договора, в котором особый упор был сделан на долги материальные и физические жениха перед будущим тестем. В конце обряда шел обмен подарками и конечно же пиршество, длившееся не более одного дня.
Очевидно, что брак у майя существовал лишь с экономической точки зрения. Родителей, решивших поженить детей, интересовала лишь материальная сторона вопроса и воспроизведение потомства. Подобное отношение к браку индейцы Южной Америки развили скорее подсознательно, ибо уровень детской смертности в цивилизации индейцев был запредельно высоким. Однако, брак это лишь первая ступень на пути жизни и смерти у индейцев цивилизации майя. Вторым важным этапом является рождение ребенка.
Майя: священный обряд рождения и новой жизни.
Рождение – важнейший из обрядов в жизни женщины майя. Начинался он с паломничества беременной женщины на остров Козумел неподалеку от восточного побережья Юкатана. Остров считался священным, поскольку там находился храм богини луны и по совместительству богини беременности – Иш Чель. На протяжении нескольких дней женщины в одиночку, сначала пешком, а потом на каноэ добирались до острова. Однако, не только беременные женщины майя совершали паломничества, подобное путешествие выполняли и бесплодные девушки, которые молили в Храме Луны богиню о снисхождении и даровании ребенка. Индейцы майя верили, что дата зачатия ребенка существенно влияет на его судьбу. Молодожены тщательно избегали, так называемых неблагоприятных для зачатия дней. Во многих крупных городах и племенах древние индейцы и жрецы, составлявшие гороскопы, также составляли их для еще не зачатых детей, учитывая будущую дату рождения и зачатия ребенка.
Известный Британский археолог Эрик Томпсон приводит цитату из летописи, датируемой 16 веком, с описанием существовавшего у майя ритуала, сопутствующего рождению ребенка:
"Под звуки песен и молитв о здоровье и благополучии чада его пуповину разрезали специальным ножом из обсидиана, который после обряда бросался в реку. Обряд проводился над выкрашенным, разноцветным початком маиса. В конце церемонии окровавленный початок коптился, а в положенное время из него извлекались зерна и сажались якобы от имени ребенка. Первый, собранный с окровавленного початка урожай, сжигался, а последующий, отдавался жрецу, дабы тот поддерживал ребенка, пока он сам не сможет посадить и вырастить кукурузу. Народ майя верил, что таким образом они добывают пищу не только в поте лица, но и кровью."
Вслед за рождением ребенка в племени майя ждало еще одно испытание. Так, спустя всего несколько дней после появления на свет голову ребенка стягивали специальным приспособлением, которое должно было придать его черепу считавшуюся правильной и красивой плоскую форму. Также к приспособлению привязывался шарик из смолы, способствующий развитию косоглазия у ребенка. Вот такими нестандартными, неприемлемыми для современного общества, представлениями о красоте обладал народ майя.
Роды всегда принимала повитуха, а при родах присутствовали некоторые из родственников и муж. Во время родов и после них все индейцы майя, кроме родившей женщины, пили ром. Обрубленная пуповина закапывалась во дворе дома, дабы с ней похоронить и демонов, способных перебраться от матери к ребенку.
Спустя некоторое время после рождения ребенка в племени майя начинали знакомиться с орудиями труда, которыми он будет пользоваться в будущем. Мальчика заставляли стискивать в руке мотыгу, сажальный кол, серп и другие приспособления; девочки держали "мано" – приспособление для помола маиса. Примечательно, что в течении четырех дней после родов никому из индейцев майя, за исключением жреца, не позволялось контактировать с матерью или ребенком. С первых дней малыша в народе майя подготавливали к тяготам и испытаниям будущей жизни.
В положенное время ребенку давалось имя. Древний индеец – жрец с особым усердием подбирал благоприятный день для этой церемонии. Именам в цивилизации индейцев, в народе майя придавалось особое значение, считалось, что они обладают магической силой. Каждому ребенку давалось четыре имени. Одно, даруемое ребенку во время церемонии "крещения". Второе – родовое имя семьи отца. Третье – родовое имя семьи матери. И последнее – прозвище, под которым его знали соплеменники, индейцы майя. Женские личные имена начинались с "Иш", а мужские – с "Ах" При вступлении в брак девушка и юноша брали новые имена, сочетавшие в себе отдельные части родовых имен друг друга.
Индейцы Южной Америки: смерть, как таинство.
Последний и, пожалуй, самый важный этап в жизни индейца – смерть. Смерть у майя – это не просто важная религиозная составляющая, это целый культ. Гибель индейцы расценивали, как перемещение души из земной обстановки в загробный мир. Народ майя верил, что для души уготовлено большое количество разновидностей ада и рая. Как и другие древние народности, индейцы Южной Америки старались придерживаться известных им истин не вникая в суть неизведанного. Все без исключения богослужения проводились с одной единственной целью расположить к себе богов. Считалось, что после смерти душу человека ожидает целая череда испытаний; никто в древнем мире индейцев не хотел испытывать свою судьбу и умирать без благословления со стороны высших сил.
Умирающему майя перед смертью перед смертью предлагалась исповедаться жрецу, дабы тем самым рассеять свои страхи и влияние злых сил. На пользование вещами, орудиями труда умершего человека налаживался запрет, их либо хоронили вместе с ним, либо сжигали. Обряд похорон, как и другие важные жизненные обряды, проходил по особому сценарию. Покойнику, индейцу Южной Америки, в рот клали нефритовые бусинки, которые служили умершему деньгами в мире мертвых. Также в могилу помещались напитки и горшки с едой, дабы путешествие в другой мир не было в тягость.
Приготовления к погребению представителей правящих династий, знати проводились куда как более тщательно по одной простой причине, у них было больше имущества. Вместе с богатеями хоронились украшения, драгоценности, оружие, богатую одежду, столовую и другую утварь, большое количество еды, какао, любимую собаку и что важно свиту рабов, каждый из которых обладал непревзойденными навыками в том или ином ремесле.
Часто представители власти и знати майя кремировались после смерти, простых смертных ждала куда более печальная участь – их закапывали под полом собственных хижин. После нескольких таких погребений, оставшиеся в живых родственники покидали хижину, и она становилась родовой гробницей.
Главное отличие верований и знаний майя о смерти, от современных представлений заключается в том, что индейцы считали, что в загробной жизни умершим не суждено быть вознагражденными за лишения и испытания в жизни на земле. Верования народа майя говорили, что мертвые не вознаграждаются и не наказывается за то, какой образ жизни они вели. Жизнь у древних индейцев в загробном мире шла также, как и в мире живых; крестьяне трудились на поля, жрецы служили высшим силам, а знать правила, в пределах своих сил, конечно же.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий