Чачапойя – таинственная цивилизация индейцев.
В городе Лима, в столице Перу, открылась археологическая выставка андских народов. На выставке представлены экспонаты, которые принадлежали таинственным индейцам чачапойя, которое инки называли "живущими за облаками", поскольку те проживали в селениях, расположенных на склонах гор. Недавно местным жителем в пещере, бывшем поселении, которое возвело племя чачапойя, была обнаружена мумия, которая находилась там больше шестисот лет, с лицом, искаженным гримасой ужаса, открытым ртом и руками, закрывающими голову. Рядом с мумией чачапойя были найдены останки ребенка, а также всевозможные драгоценные изделия, ткани, керамика и другие ценности. Стены загадочной пещеры были украшены рисунками.
Археологов озадачила гримаса на лице женщины чачапойя. Одни специалисты предположили, что она могла появиться в процессе естественной мумификации. Другие сходятся во мнении, что причиной ужаса женщины являются изменения, произошедшие непосредственно во время мумификации.
Название племени, к которому некогда принадлежала мумия, обнаруженная крестьянином, – чачапойя. Это были высокие люди, белокурые и светлокожие, что не свойственно не только для андских народов, но и для жителей Мезоамерики в целом. Чачапойя – одно из наиболее развитых племен Амазонки. В период с 8 по 15 века нашей эры их империя находилась на территории всех Анд, пока они не были покорены более воинственными инками. Неизвестно, по какой причине зародился конфликт между индейцами и чачапойя, ясно лишь одно – агрессия исходила, как от инков, так и от белокурых жителей поселений, спрятанных в облаках.
Индейцы чачапойя были умелыми земледельцами, обрабатывающими собственные поля, расположенные на горных террасах. Климат андских хребтов вынуждал чачапойя развивать и ремесленнические навыки, в частности ткачество. Отличались горные жители и своими религиозными устремлениями, они поклонялись и относились с опаской к местным идеологам, шаманам.
Чачапойя – история белокурых индейцев.
Древние цивилизации полнятся тайнами и загадками. История чачапойя – закрытая книга для исследователей. Почти все письменные источники, указывающие на существование чачапойя, были утеряны во время испанской конкисты и порабощения инков в 1512 году. Первые свидетельства, указывающие на культуру чачапойя, датируются 4 столетием нашей эры, то есть за 500 лет до появления инков и в период рассвета другой не менее великой народности, цивилизации майя. Индейцы чачапойя, в отличие от индейцев майя, занимали земли, практически полностью покрытые горами, между бурными реками Мараньон и Уайяга. Их территории это горные плато общей площадь 30 тысяч квадратных километров. Чачапойя возводили множественные поселения на недоступных вершинах гор. Некоторые города и села состояли всего из десятка домов, в то время как другие насчитывали около тысячи всевозможных сооружений. Все поселения чачапойя, вне зависимости от их размеров, укреплялись мощными оборонительными сооружениями, служащими защитой от соседних племен индейцев.
Кое-что о чачапойя исследователям все же известно. Так удалось выяснить, что народ Чачапояс в своих традициях и образе жизни восходит к более древним перуанским племенам. Об этом свидетельствуют захоронения мумий, традиционные одежды и каменные постройки, приближенной стилистики.
Сегодня наследие чачапойя ограничивается лишь редкими археологическими находками, в числе которых имеется и древняя цитадель, именуемая Kuelap. Сооружение чачапойя располагается на высоте трех тысяч метров над уровнем моря и состоит из четырехсот построек различного назначения и оборонительных башен, причем большая часть из них носит скорее декоративный характер.
В свое время индейцами чачапойя, загадочными жителями Анд, интересовался исследователь из Норвегии, путешественник Тур Хейердал. Он обратил свое внимание на светловолосых и светлокожих людей чачапойя, по всем признакам не соответствующим ни одной из известных расовых групп, обитавших в Южной Америке. Исследователи удалось обнаружить, что чачапойя строили свои плавательные средства по моделям древнеегипетских лодок.
Хейердал поставил увлекательный эксперимент: на папирусном судне, названном "Ра" ему удалось пересечь Атлантический океан, добравшись до прибрежных территорий Южной Америки, доказав тем самым, что в Мезоамерику племя чачапойя могло прийти из средиземноморья. Любопытно, что первая попытка путешественника, когда тот пользовался судостроительными методиками, сохранившимися в Африке, не увенчалась успехом. Второе судно на манер чачапоя, которому все же удалось переплыть Атлантику, было построено уже по методикам андских народов и материалов, добытых там же.
Чачапойя – в поиске разгадок.
Эпоха главных географических открытий уже позади, и сегодня кажется, что буквально каждый уголок планеты был исследован. Однако, планета еще хранит свои тайны. Одна из них, чачапойя, сокрыта глубоко в джунглях амазонки, на севере современного Перу. Известный на весь мир путешественник и ведущей телеканала Discovery Джош Бернштейн побывал в этих загадочных и труднодоступных местах, чтобы узнать все возможное о чачапойя, об облачных людях, исчезнувших многие столетия назад.
Как не странно, инки – народность известная на весь мир, а вот их соседи, чачапояс, являются плохо изученной цивилизацией, известной, пожалуй, лишь в кругу исследователей и археологов. Отчасти это объясняется тем, что территория, на которой проживало племя чачапойя, практически полностью изолирована от окружающего мира. Государство белокурых индейцев чачапойя располагалось в треугольнике, две стороны которого – бурные реки Мараньон и Уткубамба, перебраться через которые даже на лодке крайне сложно, а третья сторона – это горные хребты и непроходимые джунгли, скрывавшие Чачапояс от посторонней агрессии в лице соседних индейских племен.
Джош Бернштейн, отправляясь к городищу Куэлап, оплоту чачапойя, как и любой разумный человек принял решение перебираться вплавь, через строптивые и неподатливые воды рек Мараньон и Уткубамба.
В свое путешествие Бернштейн отправился не ради экстрима или новых ощущений. Путешественником движет желание разгадать секреты и раскрыть тайны. И если бы до колыбели чачапойя можно было добраться на машине, он бы воспользовался этой возможностью. Но этому не бывать и большую часть пути исследователю пришлось преодолевать через плотные заросли джунглей перуанской амазонки. Вместе с проводниками, не понаслышке знающими о Чачапойя, Джош вступал в борьбу с сельвой, прорубая себе дорогу при помощи мачете, без которого подобные участки являются непреодолимыми.
Впрочем, если во времена, когда в горных землях главенствовало племя чачапойя, местная сельва действительно являлась непроходимой, то в наши дни лес понемногу все же отступает перед лицом человека. На пути путешественнику встречались немногочисленные тропы, вытоптанные чачапойя, по которым спокойно могла пройти лошадь или повозка, ведомая мулом. Преодолев малая часть пути верхом и большую – пешим ходом, Бернштейн таки добрался до склона, поднявшись по которому на высоту почти трех километров, он оказался в Куэлапа, у древнего каменного города чачапойя.
Территория города – шесть гектаров, на которых расположилось пять сот построек различного назначения. Самые большие из них это крепость и башня. Город чачапойя обнесен массивной стеной двадцати пяти метровой высоты, в которой имеется три небольших проема, через которые может пройти человек. Несмотря на тот факт, что руины крепости, принадлежащей племенам чачапойя, были обнаружены еще в 1843 году, возможность добраться до нее и исследовать появилось лишь в наше время. Племя чачапойя возводило приметные и громоздкие сооружения, однако, ученые, открывшие руины древнего города, обнаружили не остатки некогда величественного городища чачапоя, а постройки на полтора метра торчащие из земли. Дело в том, что крепость, да и весь город, были засыпаны горной породой.
Дабы добраться до самой сути, необходимо было освободить крепость, которую построили чачапойя, из каменного плена. Из руин десятилетиями вывозились тонны горных пород и лишь к концу 2007-го года археологи, возглавляемые Альфредом Нарваэсом, руководителем группы, занимающейся восстановлением наследия племени чачапойя, увидели постройки, а не занесенные камнем крыши домов.
Нарвэс является одним из тех ученых, что уверены в том, что чачапойя исчезли под военным гнетом инков. Археолог воочию наблюдал последствия агрессии, которую направили индейцы чачапойя на своих белокурых соседей. Все жители крепости были перебиты, а само сооружение сожжено. К такому выводу специалисты пришли после изучения мумий чачапойя, сохранившихся в Куэлапа. Все они были опалены огнем, а их позы выражали отчаяние и ужас.
Джош Бернштейн стал одним из тех, кто присоединился к археологам под управлением Нарвэса, занимающимся изучением наследия индейцев чачапойя. Однако, дабы добраться до места раскопок, ему еще предстояло преодолеть спуск вниз по узкому, холодному и темному колодцу чачапойя. Подобные приключения Бернштейну не в новинку, он уже совершал сложные спуски, например на золотых приисках неподалеку от Тимбукту.
Картина побоища устроенного инками, открывшаяся ученому, ужасала. Мумии неплохо сохранились в условиях непроходимых джунглей. В числе погибших индейцев чачапойя были обнаружены женщины, дети и старики, прятавшие свои лица и замершие в нелепых позах, в которых их застала ужасная смерть.
Индейцы чачапойя – открывшиеся истины, исчезнувшей цивилизации.
Исследователи буквально живут в Южной и Центральной Америке, несмотря на это перуанская культура чачапойя остается большой загадкой. До открытий, сделанных в 2007-ом и последующих годах, существование народа чачапойя вообще ставилось под сомнение, а упоминания, оставленные инками, о светлокожих и рослых индейцах племени чачапойя в научном кругу считали легендами. Сегодня же благодаря трудам Нарвэса и его коллег удалось получить хоть и скудные, однако, более или менее достоверные знания.
К 800 году нашей эры белокурые индейцы чачапойя сформировали достаточно развитую цивилизацию, а треугольник их государства был заселен чуть ли не до отказа. Несмотря на изолированность территорий государства чачапойя, есть факты, указывающие на их сообщение с другими племенами, проживавшими в Андах. Кроме того, находки доказывают то, что индейцы чачапойя были завидными ремесленниками, в частности умело обращались с металлами и камнем. Чачапоя были неплохими строителями, инженерами и архитекторами, в целом же их культура основывалась на сельском хозяйстве.
Белокурые индейцы чачапойя были и неплохими воинами. Об этом, по крайней мере, свидетельствуют оставленные инками упоминания. Инки на протяжении четырех веков не могли покорить труднодоступное государство чачапойя. Война между соседями продолжалась приблизительно с 1000 до 1450 года нашей эры, пока не пал Куэлап. После чего, выжившие представители племени чачапойя, были насильно переселены из родных мест в различные уголки некогда великой империи инкских индейцев, простиравшейся от Чили до границ Эквадора.
Однако, противоборство бывших соседей на этом не закончилось. Светловолосые и белокожие аборигены, индейцы чачапойя, отомстили своим заклятым врагам, когда на земли Мезоамерики пришли испанцы, выступив на стороне захватчиков. Впрочем, даже это не спосло их от исчезновения. За 200 лет с момента уничтожения империи чачапойя, население этой народности уменьшилось практически на 90 процентов. Большая часть погибла от занесенных европейцами болезней, другая часть пала от копий, мечей и стрел. Оставшимся же в живых белым индейцам чачапойя не удалось сохранить самобытность, постепенно, шаг за шагом, они слились с другими народностями, расселившимися по Америке.
Джош Бернштейн изучая обнаруженные исследователями мумии чачапояс обнаружил, что в некоторых черепах имеются отверстия, оставленные огнестрельным оружием. Это поставило в тупик археологов: сражение на территории чачапойя проходили задолго до того, как в Америку пришли европейцы, а сами индейцы не открыли пороха, необходимого для огнестрельного оружия. Позже выяснилось, что загадочные ранения были нанесены не пулями, а камнями, выпущенными из пращи. Индейцы чачапойя были умелыми стрелками, пущенный ими снаряд мог пролететь 300 метров, не потеряв скорости и убойной силы. С расстояния в 70 метров инки могли спокойно попасть в голову своим врагам, что наглядно доказывают мумии, найденные в крепости чачапойя.
Джоша не устроила гипотеза, предложенная ему коллегами. Он решил лично испытать пращу чачапояс на практике, дабы убедиться. В качестве цели путешественник использовал тыквы, арбузы и черепа, снарядами служили камни различной формы и размеров. Испытания на полигоне подтвердили теорию о праще и индейцах чачапойя, к тому же, Джош Бернштейн сумел уяснить для себя, что до навыков инков или их соседей , чачапойя, ему как до Луны пешком. Первые выстрелы, выпущенные исследователем, не долетели до своих целей. Третий залп оказался более точным, он попал в череп; правда силы выстрела не хватило, дабы пробить кость или нанести какие-нибудь видимые повреждения. Индейцы чачапойя посмеялись бы, как посмеялись бы и их соседи: майя, ацтеки и инки – все они были знатоками военного дела.
Культура чачапойя – неожиданное открытие.
В то время как Бернштейн орудовал на полигоне, археологи не сидели без дела и сделали еще одно значимые открытие на земле чачапоя. Ими был обнаружен третий по высоте в мире водопад, скрывающийся в труднодоступном районе неподалеку от крепости чачапойя.
Водопад под названием Гокта высотой в 771 метр находится в самом сердце бывшего государства, которое возвела культура чачапойя. Чтобы посмотреть на это чудо природы во всей его красе, исследователям пришлось преодолеть не легкий путь: дорога проходила через девственную сельву и сложнейшие скальные участки, однако, результат стоил того. Водопад, как и вся империя, принадлежавшая племени чачапойя, долгое время были сокрыты от взора любопытствующих. Именно по этой причине о них удалось узнать лишь в 21 веке. К тому же местные жители, похоже, осведомленные о наличии такого чуда природы в их землях, попросту умалчивают свои секреты.
Возвращаясь к теме древней империи, созданной культурой чачапойя, долгое время опровергавшиеся предположения о том, что в числе первых племен, поселившихся в Мезоамерики, были и белокожие индейцы чачапоя, в конце концов, подтверждены окончательно, благодаря находкам, обнаруженным в области Паракас, что в Перу.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий