Нубийские пирамиды, расположенные к югу от Египта часто рассматривают в качестве одной из не самых удачных попыток нубийских правителей не отставать от их соседей, египтян. Если на первый взгляд качественно нубийские пирамиды и отстают от своих собратьев в Египте, то вот количественно превосходят их практически вдвое – на территории Судана было обнаружено 223 пирамиды. Все они небольшие по своим размерам, можно утверждать, что по задумке нубийцы пытались взять не качеством, а количеством.
В двадцатом столетии британский публицист Безил Дэвидсон описал Мэроэ, как место где сосредоточено огромнейшее количество нубийских пирамид, как один из крупнейших археологических участков в мире. К большому сожаления все могилы – пирамиды в Мэроэ были разграблены, более всего на данном поприще "прославился" исследователь из Италии Джузеппе Ферлини, который в поисках сокровищ в середине 19 века разграбил около 40 пирамид.
Первые ряды пирамид Нубии были построены на участке эль-Курру и включали в себя могилы Кашта и Пьянхи (царь и его сын), Пи Шбакой, Шабатакой и Танветамани (их приемники). Так же здесь были найдены пирамиды 14 цариц. Пирамиды же Напаты располагаются в Нури и являются кладбищем для 21-го царя и 52-х цариц. Древнейшая из них пирамида царя Напаты и фараона двадцать пятой династии Тахарка. Однако самым обширным и самым известным участком пирамид является Мероэ, он располагается между 5 и 6 порогами реки Нил, приблизительно в ста километрах от Хартума (северная столица Судана). На территориях Мероэ захоронено более сорока царей и цариц нубийского государства.
По своему строению пирамиды Судана весьма разняться от оных в Египте: они возводились из ступенчатых рядов размещенных горизонтально каменных блоков, их высота колеблется от 6 до 30 метров; да и выглядят они, мягко говоря, не впечатляюще. То, что делает их внушительными, так это количество ограниченное небольшой территорией, на которой они располагаются. На сохранившихся стенах древних пирамид можно обнаружить рисунки, рассказывающие о том, как проводились обряды погребения и мумификации, как цари покрывались драгоценностями и отправлялись в путешествие в иной мир. В этом и заключается отличительная особенность нубийских и египетских пирамид от их аналогов в Мексике или скажем на Тибете – пирамиды Судана и Египта определенно служили в качестве погребальных могил.
Это подтверждается и учеными. Так в 1918 году в 13 километрах к югу от Джебель Баркал был раскопан Эль-Курру с захоронениями. Данный участок так же включает в себе пирамиду Пьянхи, имеющую длину в основании около 8 метров и наклон в 68 градусов. Эта пирамида является уникальной для Нури; во-первых, она крупнейшая из всех; во-вторых, возводилась она в два этапа. Сей факт подтверждается рисунками, описывающими процесс ее построения, рисунками, обнаруженными в 19 столетии. Первой же пирамидой построенной на данной территории является пирамида царя Тахарка. Она является весьма внушительно для нубийских пирамид почти 52 метра в площади и около 50 метров в высоту.
Пирамиды Нури вообще намного больше остальных своих нубийских собратьев – в среднем они достигают высоты в 20-30 метров. Последний царь захароненный в Нури умер в 308 году до нашей эры, данную дату принято считать началом строительства участка пирамид Мероэ. Мероэ в свою очередь являлась царским кладбищем на протяжении целых 600 лет, вплоть до 350 года нашей эры. Система строительства пирамид мало чем изменилась за столетия. Пирамиды все так же возводились на постаментах, однако теперь треугольная сторона сглаживалась по граням постройки.
Так же как и по качеству уступают древние пирамиды в Нубии египетским образчикам и по возрасту. И именно в этом заключается основная интрига суданского архитектурного всплеска. Имеется для этого и свое объяснения – шаткая экономика Нубии в те годы. Римское богатство уменьшалось со временем, постепенно снижался и спрос на непосредственно предметы роскоши из Мероэ. Примерно в тот же период торговый путь из Мероэ по Красному морю в Индийский океан был утерян из-за военного превосходства эфиопского царства Аксум.
Возвращаясь к роли нубийских пирамид, очевидно, что основополагающей их задачей являлась служба в качестве погребальных могил, но значит ли это, что все они были таковыми? Ответ прост – нет. Как и в соседнем Египте пирамиды с захоронениями лишь один из аспектов, предназначений. Не без оснаваний можно предположить, что пирамиды в некотором роде выполняли и роль храмов, в которых жрецы Гелиополиса выполняли свою роль носителей знаний. Так раскопки во множественных святилищах Напаты, в особенности в Джебель Баркал, подтверждают, что значительная часть пирамид возводилась непосредственно на фундаментах разрушенных некогда храмов Амона.
Храм в Джебель Баркал не единожды выступал в качестве зоны раскопок. Впервые это произошло в 1916 году, тогда группу археологов возглавлял Райснер. Повторно пирамида исследовалась в марте-апреле 1987 под руководством Тимоти Кендела. И в последний раз это произошло в 1989 году, когда Кендел и его люди организовали повторную археологическую вылазку. Согласно сделанным учеными выводам, правители Напаты целенаправленно восстанавливали религиозные святилища, оставленные в свое время египетскими фараонами, покидавшими Нубию. Цари Нубии использовали некогда храмы Амона в качестве святилищ их бога солнца, в качестве мест почитания Гелиополиса.
По материалам: Пирамиды мира.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий