Понтеон ацтеков:
Ацтекский пантеон, насчитывающий более тысячи богов, являлся наиболее многочисленным за всю историю американских цивилизаций. Исследователи выделяют несколько групп богов и богинь. К самой древней относятся боги стихий и плодородия: Тлалок, Тласотльтеотлъ — богиня земли, плодородия; Коатликуэ (Владычица в одежде из змей) и несколько других божеств. В следующую группу входят три самых почитаемых, главных бога: Уицилопочтли — бог Солнца, неба, войны и охоты, Тескатлипока и Кецалькоатль. Ещё одна группа включает богов звёзд и планет. Тонатиу — бога Солнца, Мецтли — бога Луны, Мишкоатля — бога туч и звёзд. Следующая группа богов объединяет божеств смерти и преисподней — Миктлантекутли, его супругу Миктлансиуатль и их приспешников. Так же выделяют группы богов опьяняющих напитков, богов отвечающих за торговцев и богов, ответственных за урожай. Верховным божеством ацтекского пантеона было непостижимое божество Тлоке Науаке (тот, кто содержит всё в себе). Большинство богов имели антропоморфный (человекообразный) облик, за исключением нескольких со звериными и змеевидными чертами.
Имелось множество богов игравших менее значимые роли, причём в каждой семье покровительствовали свои домашние божества тепитотоны, или маленькие боги. Важное место в жизни ацтеков занимали культы животных – ягуара, пумы, орла и многие другие.
О том, насколько велика была роль культа богов в жизни ацтеков, можно судить хотя бы по тому, что в начале XVI в., ко времени прихода испанцев, в империи ацтеков насчитывалось более 40 тыс. храмов (теокалли). В самом крупном храме Теночтитлана служило около 5 тыс. жрецов.
Ацтеки и тольтеки: легенда Топилцина Кецалькоатля.
Когда в 1519 г нашей эры, Кортес привел испанскую армию насчитывающую пять сотен солдат и несколько тысяч индейцев в столицу ацтеков Теночтитлан, жрецы ацтеков провозгласили этот день, как день возвращения Топилцина Кецалькоатля. Топилцин Кецалькоатль был прообразом вождя-жреца правителя тольтекского государства. По легенде Топилцин Кецалькоатль отправился в вынужденную ссылку, пообещав однажды вернуться.
Вождем ацтеков были посланы богатые дары, включая ритуальный костюм бога Кецалькоатля, в знак приветствия незнакомцев. Хотя в полной мере не ясно, до какой степени местные жители обожествляли Кортеса с Кецалькоатлем.
Однако, как и во многих других народах центральной Америки, в ацтекской религии космологии и жречестве прослеживались истоки тольтекской цивилизации, что не может не натолкнуть на мысль о полном обоготворении Кортеса и Кецалькоатля. Так же и ацтекская концепция времени и ритуального обновления, определяющая облик проводимых ритуалов, включавших человеческие жертвоприношения, развилась под влиянием тольтекской традиции.
Идентификация Кортеса с великим вождем-жрецом становится более понятной, когда мы узнаем, что, согласно верованиям ацтеков, Топилцин родился в год се акатль («одного тростника»), в том же году се акатль покинул свое королевство, и ровно через 52 года должен был вернуться. Удивительно, но ацтекский год се акатль совпал с христианским 1519 годом, годом появления Кортеса в Мексике.
По материалам: Цивилизации древнего мира: ацтеки, майя, тольтеки.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий