Дабы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда пост доходил до 3 лет), не ели мясного, соленого, перченого и не использовали острых мексиканских специй вроде соуса чили. Иногда встречалось и половое воздержание от пищи.
Правда, зачастую эти ограничения касались лишь жрецов. Остальные имели более свободный рацион питания, но, находясь под вездесущим влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам поклонения богам.
Майя обращали свои молитвы к богам, с просьбами облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, за удачей на охоте и рыбалке, за благословлением перед походом на войну. Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путём «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе человеческих, зачастую в жертву приносились новорожденные дети и беременные женщины.
Вот примеры некоторых богов из пантеона индейцев майя:
Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел. Чак воспринимался как единственное божество и как их множество, в соответствии со сторонами света число Чаков доходило до 4. Чак зачастую изображался держащим воду в тыквенном сосуде или четырёх сосудах, расставленных по углам своего дома в направления юга, запада, севера и востока. Чак жил в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.
Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У индейцев майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав Кисин, Пукух, Ма-Ас-Амкуинк, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак. Все они обитали в подземных мирах.
Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Первоначально, в эпоху до Олмеков это божество представлялось в виде каймана, спутника и ипостаси бога смерти, владыки съедобных улиток и водных растений. Впоследствии Ицамна становится небесным божеством, голова которого образует землю, а туловище небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями. В эпоху Олмеков Ицамна становится одним из главных богов на пантеоне. Позже Ицамна становится творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамна. Он становится богом – покровителем правителей майянских городов-государств; атрибуты их власти содержат изображения Ицамна.
Иш-Чель («радуга») – в мифологии майя богиня луны, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек, младенцев.
Эк-Чуах («чёрная звезда») – был богом купечества, покровителем торговцев. Как и всякий торговец, у него за спиной был рюкзак с товарами. Изображался он с толстыми губами, очерченными вокруг неяркой красной краской. Потом он стал покровителем какао и владельцев плантаций какао. В его честь устраивали церемонии в месяце Муан. Связь
Бакабы – в мифологии майя боги – братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся со дня Кан; Кан-Цик-Наль – с севером, белым цветом и годами Мулук; Сак-Кими – с западом, чёрным цветом и годами Хищ; Хосан-Эк – с югом, жёлтым цветом и годами Кавак. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл).
Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её владык и освободили своего отца и дядю.
По материалам: http://mayax.ru/
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий